9 февраля 2026

Эпидемия чумы на Подолье – откуда пришла болезнь и как с ней боролись?

Related

Психология мужской симпатии: от скрытых знаков до подлинных чувств

Мир человеческих отношений полон загадок, намеков и сомнений. Каждая...

В чем особенность и преимущества мотоцикла на 200 кубов

Многие ценители мотоциклетной техники предпочитают универсальные байки. Такая мототехника...

Share

“От воздуха, голода, огня и войны сохрани нас, Господи!”: такая просьба к небу веками звучала в храмах Подолья. “Воздух”, или “моровой воздух” или чума, в этой просьбе стоит на первом месте, что свидетельствует о том, что распространение инфекций в древние времена считали едва ли не страшнее войны. Среди подзабытых страниц истории края – многочисленные смертоносные эпидемии, охватывающие украинские земли. Различные инфекции свирепствовали на Подолье на протяжении предыдущих веков. Но не было среди них страшнее чумы. Из исторических и архивных источников известно, что в период 1510 года по 1812 год, чума возвращалась на Подолье 19 раз. В то время еще не было эпидемиологов, вирусологов или инфекционистов, даже простые врачи и аптекари были редкостью. Поэтому неудивительно, что болезни распространялись с бешеной скоростью. Далее на ikhmelnychanyn.

Откуда чума пришла на землю Подолья?

Под названиями “мор” или “воздух” авторы исторических хроник обозначали разнообразные эпидемические болезни, особенно те, что имели последствия высокой смертности. Вплоть до 18 века лучшим способом уберечься от мора называли бегство из земель, охваченных эпидемией. В период с 1727 года по 1730 год Речь Посполитая страдала от эпидемий оспы и тифа. В 1730 году мор был зафиксирован в Польше, Литве, на Волыни и Подолье. Многих жертв забрала эпидемия в период с 1769 года по 1771 год. Весной 1769 года моровая зараза распространилась Польшей и затихла до зимы 1770 года. В том же году русские войска разнесли инфекцию Подольем, Украиной и Красной Русью. 8 августа 1770 года вспыхнула эпидемия чумы и продолжалась до 2 февраля 1771 года. Почти все жители Каменец-Подольского и половина всего Подолья пали жертвой жестокой чумной эпидемии. В метрических книгах того времени не было записи похорон. Обряды крещения были довольно редки, а последняя женитьба была внесена в книгу 2 августа, затем идет перерыв, и только 28 января 1771 года записи продолжаются. Это тоже подтверждение страшных событий на Подолье. Кто мог — бежал в соседние леса и Медоборские горы, на валах старой крепости бродили солдаты местного гарнизона с бледными и испуганными лицами. В городе все магазины были заперты, дома настежь открыты, на улицах разбросаны драгоценности и предметы роскоши, но никто не обращал на них внимания — всех угнетала мысль о близкой смерти. На площадях и улицах люди падали, словно потрясенные молнией. Неубранные трупы свободно разлагались и даже хищные птицы их не трогали. В начале эпидемии можно было заметить еще следы порядка – семь священников принимали исповедь у неизлечимо больных, несколько врачей оказывали медицинскую помощь, но ни тех, ни других зараза не помиловала. В шумном и населенном до этого городе поселилась гробовая тишина. “Черная смерть” бродила по улицам, под гнетом порваны были все связи — семейные, духовные, корпоративные. Больные, оставленные всеми, умирали в одиночестве. В Меджибоже было шесть тысяч жертв, в Изяславе четыре тысячи, а Дубно потеряло восемь тысяч человек. Вблизи Городка на Подолье было 13 сел, охваченных “моровым воздухом”, в городе Бар и близлежащих деревнях насчитывалось 12 тысяч умерших. На территории охваченных мором Волыни, Подолья и Брацлавщины насчитали 200 тысяч жертв. В последние дни июля 1797 года мор был перенесен с мехом животных в городок Сатанова. Чума свирепствовала к началу 1799 года.

Как люди оберегались от эпидемии чумы?

Для устранения инфекции и защиты здоровых людей от заболевания в период с 16 века по 18 век пытались дополнительно очищать улицы, обязывали население сообщать о каждом новом случае болезни, а зараженных вывозили за пределы городов. Для очистки воздуха разжигали костры на площадях и улицах городов, жгли серу, прах, хвойные деревья. Привезенные товары содержали и проветривали в специальных помещениях за городом. Пользоваться вещами больных или продавать их запрещали. Дома, в которых зафиксировали болезнь — запирали, их двери обычно забивали досками. Умерших в результате эпидемий засыпали лугом, хоронили в течение суток и закапывали глубже, чем остальные мертвецы. Тех, кто должен контактировать с больными, одевали в особую одежду и предоставляли им отдельное жилье. Дома, где находились больные, обозначали крестами. Города и села во время эпидемии окружали рвами, валами и стенами, ворота запирали, а часовые имели право даже убить на месте того, кто без разрешения попытался бы проникнуть внутрь.

Карантинные ограничения помогли преодолеть чуму

На Подолье только в конце 18 века карантин был поставлен в обязанность муниципальному управлению, а затем начали действовать правила, утвержденные соответствующим документом – карантинным уставом. Из исторических источников известно, что зимой 1797 года в связи с приближением к городу заразного нашествия, подольский огородничий предложил ввести карантин, обустроить часовых и заставы днем ​​и ночью на проходах и проездах в населенные пункты. Это не совсем понравилось купцам и торговцам, потерявшим всякую возможность провозить в город свои товары. Но требования были принципиально серьезными. Карантинные меры имели свой результат – в конце следующего года угроза эпидемии чумы прошла.

....... . Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.