Творческое наследие художника Якима Левича выступает не только как одно из самых уникальных явлений украинского искусства, но и отражает события и эмоции людей тех времен. Это связано с тем, что работы художника создавались в переломный момент отечественной истории — период “оттепели” 1950–1960-х годов. Лишь после распада Советского Союза картины художника увидел украинский и мировой зритель. В 21 веке работы художника хранятся в коллекциях Национального художественного музея Украины, Киевского исторического музея, Каменец-Подольского художественного музея и музеев Соединенных Штатов Америки. Далее на ikhmelnychanyn.

Творческое видение художника не совпадало с идеологическими канонами искусства
Яким Левич родился в 1933 году в Каменце-Подольском и через несколько лет вместе с семьей переехал в Киев. Учился в художественной школе имени Тараса Шевченко и живописном факультете Киевского государственного художественного музея. Его студенческие годы стали одной из легенд Киева благодаря постоянным “наказаниям”. Яркая авторская личность художника сталкивалась с суровой догмой официального искусства. Его учеба и последующие годы были, как и для большинства поколения 60-х годов 20 века, трудным временем для вступления на художественный путь, предусматривавший переоценку художественной позиции и морально-нравственных принципов творчества. Это включает в себя возвращение свободного и неограниченного эстетического суждения и бескорыстной любви к искусству, которой художники продолжали жить, независимо от официальных заказов или выставок.

Искусствоведы отмечают особый художественный язык картин Левича
На неофициальной художественной сцене еще с 1960-х годов наиболее ценилась конфиденциальность. В искусстве доминировали камерные и не очень пафосные вещи. Это оппозиция к соцреализму с его манией огромных форматов и великолепием тематических картин. Тогда течение получило название “тихая живопись” и приобрело особое значение после окончания эпохи либерализма и “оттепели”. Это период очередного усиления бюрократического давления и излишней удушья. В “тихом” искусстве господствуют индивидуалистические практики, прослеживается ощутимая региональная раздробленность.
Ранние работы Якима Левича отражают сложный период, когда он искал свой путь в искусстве. Некоторые из его картин, полностью исполненные в “общественном духе”, получили большое признание и широко экспонировались, поставив молодого художника в один ряд “мастеров тематической живописи”. Он стал членом Национального союза художников Украины. В начале 1960-х годов работал графиком и иллюстратором детской литературы в издательстве “Радуга”. А с 1974 года занимал должность главного художественного редактора журнала “Малыш”. В 1970-е годы иллюстрировал детские повести Григория Тютюнника.
Эволюция творчества Левича характерна для поколения шестидесятников, которое в условиях кризиса соцреализма искало возможности для художественного самопроявления. Ранние работы художника написаны в духе советских тематических картин. Однако параллельно с этими работами он начал писать совсем другие произведения, особенности которых определили его дальнейшую судьбу и статус в искусстве. В середине 1950-х годов он разработал собственную концепцию живописи, сочетающую жанровость сюжетного мотива с многослойной тональной цветописью и усложненной живописной пространственностью. Подчеркнута авторская манера, метафорическая образность и круг сюжетов, далеких от соцреалистической тематики, повлекли за собой “неофициальный” статус художника. Основополагающим и программным произведением стал “Трамвайчик”, написанный в 1959 году. В этой работе важен не сюжет, а образное видение художника. Он нарушает доклад определенным “поворотом действия” и не позволяет картине быть однозначной. Также Яким Левич является автором скульптурных рельефов памятного знака “Менора” в Бабьем Яру в Киеве.

До начала 1990-х годов работы Якима Левича не были представлены ни на одной выставке
В начале 70-х годов 20 века индивидуальная система художника складывается окончательно. Картины становятся более светлыми, более разнообразными по цветовым сочетаниям. Но общий подход остается неизменным: не отказываясь от сюжетов, изображающих простые бытовые сцены из жизни города и пейзажи окрестностей, он сосредотачивается на цветово-пространственных проблемах, особенностях самой живописи как “цвета в пространстве”. Он создает собственный мир. Тщательно отбирая сюжетные мотивы для своих произведений, он пишет их долго и многократно, возвращаясь к любимым сценам, словно уточняя, дополняя, каждый раз по-другому акцентируя их художественные интонации. “Гость”, “Шлагбаум”, “Киевские похороны”, “Маляры”, “Милитарный пейзаж”, “Луг”, “Питающая старушка”, “Старики и собаки” — небольшие новеллы, отмеченные тем особым художественным видением, что умеет разглядеть важное и значимое в самом простом и обычном, проникнутым особым состоянием сосредоточенности, легкой иронии и печали. Определенный конфликт между сюжетом и живописью определяет особенность произведений Якима Левича, их удивительную многослойную образность, художественное содержание, в “считывании” которого важным становится взгляд зрителя.
Однако одновременно в картинах художника вроде бы уточняется одна из сквозных тенденций отечественного искусства 20 века, обозначенная исследователями как “уход и исчезновение”, отражающая особое ощущение действительности, где “реальный мир постоянно подозревается в нереальности, обвиняется в обмане, в лицемерии”. В годы независимости произведения Якима Левича экспонировались на 10 персональных выставках.
